Часто об Азербайджане пишут в расчете на нашу некомпетентность или мягкотелость: не поймут либо не ответят... Через пару лет после его создания я случайно увидел фильм «Кавказское трио» (2015, режиссеры — Эльдар Шенгелая, Фуад Ибрагимбеков, сценарий — Рустам Ибрагимбеков) — понял и отвечаю. В прологе этого фильма дети прыгают со скалы в воду. Один из них — самый храбрый — подбадривает трусливого друга.
Трус этот, как выяснится вскоре, — азербайджанец, а вот храбрец, он же главный герой фильма — бакинский армянин, который, когда вырастет, станет врачом-офтальмологом, высоким профессионалом, к тому же благородным и бескорыстным. Свое врачебное искусство он демонстрирует в Москве, в то время как в Баку под азербайджанской фамилией в семье отчима продолжает жить его сын, талантливый актер.
Он тоже собирается переезжать в Москву, он занят в спектакле, который должен решить его актерскую судьбу. Благородному врачу для получения наследства почему-то позарез необходимо, чтобы его биологический сын срочно вернул себе свою подлинную армянскую фамилию. И тут начинается самое страшное.
Жестокие деревенские азербайджанские дети, проведав каким-то образом об этнических корнях несчастного актера, сталкивают его в колодец и забрасывают камнями — на экране воплощенный образ извечных страданий армянской интеллигенции от рук кровожадных тюркских дикарей. Отец, узнав о пропаже сына, отважно переходит границу — в гости к другу, тому самому несчастному, забитому мальчику, правда теперь уже взрослому мужчине, уволенному с должности за то, что пророчит истощение запасов нефти в Азербайджане.
Злые угрюмые азербайджанцы мгновенно собираются вокруг дома, где прячется благородный армянин, тут же и корреспондент ТВ — явно для того, чтобы заснять линчевание для охочих до армянских погромов бакинцев... ..Избить несчастного пожилого врача все же удается — это делает напоследок в аэропорту чиновник пограничной службы. Избивает с наслаждением, явно реализуя давнюю затаенную мечту.
Остается добавить, что к фильму, о котором идет речь, армянские кинематографисты никакого отношения не имеют. Режиссером этой «дружественной» картины является Эльдар Шенгелая, почти классик грузинского кино и сын классика Николая Шенгелая, в свое время тоже отметившегося в Баку фильмом о 26 комиссарах. Впрочем, режиссеру, который никогда не снял бы ничего подобного на тему Абхазии, есть на кого сослаться в свое оправдание — автором сценария фильма является азербайджанец, известный писатель, драматург и сценарист Рустам Ибрагимбеков.
Кстати, в фильме, именно в спектакле по его пьесе должен играть избитый актер. Притом собственную пьесу в фильме устами одного из героев хвалит и сам автор сценария Рустам Ибрагимбеков (который, помнится, однажды вручил сам себе приз на кинофестивале в Баку). Писателя Ибрагимбекова, чей народ четверть века живет мечтой о возвращении оккупированных заветных земель, который не мог не видеть фотографий убитых азербайджанских детей, раскинувших окровавленные ручки и ножки, сегодня волнует как художника одна проблема — комфортность и безопасность пребывания армянина в Баку. Притом человека, который, судя по фильму, особой любви к азербайджанцам не питает. «Антиармянскую статью», которую он сгоряча подписал, он называет «проклятой». Ведет он себя в Баку крайне нагло, развязно, потому что азербайджанцы, хоть и агрессивны, но трусливы. Набрасываются скопом даже на попавшегося под руку грузина, пока другие бочком проходят мимо избиваемого старика (кстати, в финале выясняется, что от побоев грузин умер).